Для повышения эффективности образовательного процесса и интеллектуального развития дошкольников, предлагаю поразмышлять над играми, заданиями и упражнениями, которые не только учитывают возрастные особенности дошкольника, но и особенности восприятия и обработки информации (информационные каналы). Таблица и определения основных понятий приведены ниже.

Виды мышления.
Виды мышления.
В психологии наиболее принята и распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:
1) наглядно-действенное;
2) наглядно-образное;
3) словесно-логическое;
4) абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристиканаглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм мышления.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти четыре вида мышления сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений. Поэтому описанные виды мышления нельзя оценивать как более или менее ценные. Абстрактно-логическое или словесно-логическое мышление не могут быть “идеалом” мышления вообще, конечной точкой интеллектуального развития. Так дальнейшее совершенствование мышления связывается в психологии с расширением и конкретизацией сфер приложения усвоенных мыслительных норм и техник.
С сайта: http://libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-mishleniya/vidi-mishleniya.
Каналы сенсорного восприятия.
Индивидуальные особенности восприятия и обработки информации последнее время вызывают повышенный интерес, как у ученых, так и у практиков, занимающихся проблемами общения и обучения.
В современной психологии различают несколько сенсорных систем, обеспечивающих восприятия информации – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и др. Эти системы были известны очень давно, но современный психологический подход к ним отличается тем, что у каждого человека выделяют предпочитаемую лично им систему получения и обработки информации. Оказалось, что у разных людей эти системы развиты непропорционально и это придает каждому человеку своеобразие.
Особенно резко может изменяться восприятие при стрессе. Например, может подавляться восприятие через одни системы и обостряться через другие.
Каналы восприятия информации:
1. Визуальный - зрительный (зрительные образы, картины, свет и цвет).
2. Аудиальный - слуховой (слуховые образы, звуки, интонации, музыка).
3. Кинестетический - чувственный (внутренние ощущения, прикосновения, кожное и мышечное чувство).
Ощущения от тела обозначаются как «соматические ощущения». К ним относятся «внешние ощущения»: температура (тепло и холод), прикосновение, давление, вибрация. К ним же относятся и «внутренние ощущения»: боль, мышечное чувство, напряжение и расслабление, ощущение позы и движения, наполненность внутренних органов и их работа. К кинестетическим ощущениям тесно примыкают эмоции. Они тоже отражают «внутренние ощущения». Эмоции часто передаются точно такими же словами, как и кинестетические ощущения. Например, «тяжелое чувство», «легко на сердце» и т.д.
Осмический - обонятельный и вкусовой (ощущение запаха и вкуса).
Как правило, этот канал восприятия объединяют с кинестетическим в один канал. Хотя вкус и запах относятся к разным системам восприятия, они, как правило, анализируются человеком одновременно, и поэтому их можно объединить. Говорят же: «сладкий запах», «тонкий вкус». Что такое вкус без запаха и насколько он беден, может представить себе каждый, кому приходилось есть с заложенным носом. Пища кажется пресной и безвкусной, хотя орган вкуса нормально функционирует. Безвкусной на самом деле кажется пища без запаха.
4. Логический - абстрактный, смысловой, «дискретный» (рассуждения, термины, обобщенные понятия).
Этот канал является дополнительным. Он не всегда рассматривается в литературе, посвященной каналам сенсорного восприятия информации. Его особенностью является то, что он не опирается на первичное восприятие, а использует информацию, полученную по другим каналам. Логический канал является вторичным по отношению к описанным выше первичным сенсорным каналам. Однако полученная через первичные каналы информация может быть так переработана, что её уже нельзя связать ни с одним из каналов первоначального восприятия. Этот канал является семантическим, он отражает осмысление информации, полученной через другие каналы, усвоение ее через абстрактные знания. Это чаще всего означает получение информации через слово — «логос». По И.П. Павлову это - вторая сигнальная система, восприятие «сигналов сигналов». Логический канал стремятся использовать для общения ученые, его стремятся активизировать у учащихся в школе.
Наибольшее значение для общения имеют три первых канала. У каждого человека может преобладать тот или иной канал восприятия информации. Другими ему может быть не удобно пользоваться, они могут быть неразвиты или заблокированы. В зависимости от предпочитаемого канала получения информации людей так и называют: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». В последнее время стали выделять дополнительно «логиков» («дискретов»).
Визуалы - лучше воспринимают информацию через зрительные представления.
Аудиалы - лучше воспринимают информацию через слуховые представления.
Кинестетики - лучше воспринимают информацию через кожные и внутренние ощущения, чувства.
Логики - лучше воспринимают информацию через рассуждения, отрываясь от непосредственного ощущения.
Понятно теперь, что устный рассказ лучше всего воспринимают аудиалы (таких людей в среднем всего 10%).
Рисунки, надписи, чертежи и таблицы, а также яркие зрительные образы, переданные в речи - визуалы (таких людей может быть до 70-90%).
Кинестетики (их может быть до 40%) лучше воспринимают информацию ощупывая, обводя контуры, представляя себе внутренние ощущения, делая что-то руками.
Логики (по ним нам пока данные не известны) требуют времени на осмысление и опираются на абстрактные знания и понятия.
Распознавание ведущих каналов информации у собеседника:
1. Визуал (думающий картинками).
Говорит высоким голосом, быстро, громко, чисто. Излагая материал, торопится, боясь не успеть за быстро возникающими зрительными образами. Дыхание грудное, поверхностное. Движения скованные, судорожные. Одежда - хорошего внешнего вида. Внимание проявляется в том, что поворачивается к собеседнику лицом – смотрит. Чтобы хорошо воспринимать и понимать - должен видеть.
Предпочитаемые выражения лежат в зрительной области: «я вижу, что», «давайте рассмотрим», «покажите», «что вы имеете в виду», «сразу видно, что», «обрисуйте ситуацию», «вырисовывается следующая картина», «ясно», «ярко» и т.д.
2. Аудиал (думающий словами и звуками).
Часто вначале проговаривает текст «про себя». Голос мелодичный, ритмичный, меняющийся. Дышит всей грудью, в полном объеме. Движения тела то медленные - то ритмичные, то зажатые — то свободные. Голова балансирует на шее, часто наклонена вбок. Внимание проявляется в том, что поворачивается к собеседнику одним ухом – слушает. Собеседник же обычно реагирует на такое поведение, наоборот, как на невнимательность. Чтобы хорошо воспринимать и понимать аудиал должен смотреть в сторону или вниз наискосок. Прямой зрительный контакт может вызывать у него дискомфорт и стресс, ухудшить понимание. Предпочитаемые выражения лежат в слуховой области: «расскажите мне», «давайте поговорим», «давайте обсудим», «я вас слушаю», «послушайте», «я хочу вам сказать», «пропустил мимо ушей», «вы меня не слушаете», «это звучит, как», «тихо», «громкий» и т.д.
3. Кинестетик (думающий чувствами и прикосновениями).
Говорит медленно и негромко с длинными паузами, как бы прислушиваясь к себе. Тон голоса часто низкий. Глубокое низкое дыхание в области живота. Характерно низкое положение головы. Одежда - удобная для него.
Внимание проявляется в том, что наклоняется или пододвигается к собеседнику - стремится дотронуться, ощупать. Или «погружается в себя» - стремится почувствовать. Чтобы хорошо воспринимать и понимать - должен смотреть вниз, «уходить в себя». Зрительный контакт может вызывать дискомфорт и стресс, ухудшать понимание. Предпочитаемые выражения лежат в области чувств и телесных ощущений: «я чувствую, что», «тяжело», «легко», «приятно», «руки чешутся», «теплый», «мягкий», «нежный», «похолодел», «не давите на меня», «мне нравится», «дело движется», «давайте затронем», «вы коснулась», «больное место» и т.д.
Обонятельный и вкусовой типы восприятия - включаются в группу кинестетиков. Предпочитаемые выражения лежат в области обонятельных и вкусовых ощущений: «я носом чую», «со вкусом», «сладкие грезы», «горькие воспоминания», «аппетитно», «не перевариваю», «меня от этого тошнит» и т.д.
4. Логик (думающий абстрактно).
Говорит монотонно, прерывисто. Голос твердый, зажатый. Дыхание ограниченное, верхнее. Обычно смотрит поверх голов. Разумный, рассудительный, логичный, любит язык цифр, фактов и доказательств.
Внимание проявляется в том, что начинает рассуждать вместе с собеседником или записывать его высказывания – анализирует. Просит повторить или сам повторяет. Зрительный контакт может вызывать дискомфорт и стресс, ухудшить понимание.
Предпочитаемые выражения лежат в области рассуждений и логики: «я полагаю», «я считаю», «я думаю, что», «понимаю», «я знаю, что», «как известно», «давайте рассуждать здраво» и т.д. Часто вместо себя («я утверждаю, что», «я считаю, что») называют абстрактные понятия или авторитеты - «статистика утверждает, что», «науке известно, что», «мое воспитание не позволяет мне» и т.д.
Источник:
Сазонов В.Ф., Ладохина И.Ю., Муравьева М.С. Практическая коррекционно-развивающая работа со школьниками: Методические рекомендации / РГПУ; кафедра анатомии, физиологии и валеологии. Рязань, 2000. 36 с.
Мыслительные операции
Анализ – это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений. Под синтезом понимается мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Сравнение - установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими- либо признаками. Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Абстракция состоит в вычленении каких – либо сторон объекта при отвлечении от остальных. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, то есть во внутреннем плане.
Синтез: Собери картинку.
Цели игры: 1)Учить собирать сюжетную картинку из отдельных разрезных частей с опорой на образец.
2)Развивать мышление у ребенка, формировать навык сравнения отдельных частей картинки, определения их местонахождения. Развивать зрительное внимание.
Материал: цветные сюжетные картинки, разрезанные на 7-8 частей целостные изображения в отдельных конвертах.
Содержание: детям раздаются конверты, в которых лежат картинки и вместе с ними целая картинка этого же изображения. Дети должны собрать правильно картинку.
- 2. Посмотри и назови, что должно получиться.
- 3. Назови целое и его части (см. приложение).
Анализ: Чего не хватает.
Цель: 1) Учить детей подбирать картинки по высоте.
2) Развивать мыслительную операцию - анализ.
Материал: картинки мальчиков разной величины.
Содержание: детям предлагается разложить картинки от самой маленькой до самой большой в порядке возрастания.
Сравнение: Найди отличия.
Цели игры: 1) Учить внимательно, рассматривать предметные картинки, замечать отличия и рассказывать о них.
2) Развивать устойчивость внимания, мыслительную операцию- сравнение.
Материал: пары цветных предметных картинок, имеющих 4-5 отличий.
Содержание: детям раздаются пару картинок, и они должны найти как можно больше отличий.
Задания:
- Найди два одинаковых.
- Найди отличающиеся свойства.
- Угадай по описанию.
Обобщение: Дидактическая игра «4-й лишний».
Цель: Учить детей классифицировать предметы по группам. Обобщать группу словом, выделять не подходящий по признакам предмет.
Материал: предметные картинки.
Содержание: детям предлагается из четырех картинок выбрать лишнюю, по определенным признакам.
Задания:
- Назови одним словом.
- Найди лишний предмет.
Сравнение: Дидактическая игра «На что похоже».
Цель: Развивать мыслительные операции: сравнение, обобщение.
Материал: предметные картинки.
Содержание: детям предлагается посмотреть на картинки и сказать, на какую фигуру они похожи.
|